ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Тамбовская областная детская клиническая больница

Консультативно-диагностическая поликлиника: 8(4752)58-00-37
Консультативно-диагностическое отделение Перинатального центра: 8(4752)58-13-18
Электронная почта: post@odb.tambov.gov.ru
RSS

Как «разговорить» ребенка?

Description: Z:\Пыльнева И.А\САЙТ БОЛЬНИЦЫ\Страничка психолога\mom-talking-to-kid-52961.jpgРечь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи нашей больницы не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Вот несколько простых, но очень полезных рекомендаций.

1.     Для правильно работы речевого аппарата тренируйте функции сосания, глотания, жевания (питье через коктейльные трубочки, жевание твердой пищи,  облизывание губ).

2.     Развивайте у ребенка потребность в общении со взрослым. Формируйте зрительную фиксацию и способность прослеживать траекторию движения предмета, стимулируйте слуховое внимание, акцентируйте внимание ребенка на звучании предметов, а также музыкальных инструментов, формируйте умение локализовать звук в пространстве.

3.     Активизируйте спонтанные голосовые реакции. Эти занятия целесообразно проводить через 20-30 минут после пробуждения ребенка, когда создается положительный эмоциональный настрой на общение. Разговаривайте с ним, повторяйте его имя с разной интонацией, силой голоса, громкостью, проговаривайте короткие рифмованные строки, дублируйте спонтанные вокализации ребенка.

4.     Установите и удерживайте зрительный контакт с ребенком. Организуйте ваше общение с помощью предметно-действенных средств. В играх используйте яркие предметы и игрушки.

5.     Стимулируйте подражание вашей двигательной активности. Это могут быть средства невербальной коммуникации (такие как жесты и мимика), начальные вербальные средства (звуки, звукокомплексы, лепетные слова, имитационные звукоподражания). Когда ребенок сам начнет активно использовать неречевые и речевые коммуникации, закрепляйте этот навык, поощряйте ребенка, хвалите, радуйтесь вместе и всячески используйте  его в быту.

6.     Description: Z:\Пыльнева И.А\САЙТ БОЛЬНИЦЫ\Страничка психолога\53719958jpg.jpgРазвивайте пассивный словарь ребенка  или понимание речи. В этом вам помогут игры на узнавание и отыскивание предметов по инструкции, их действий и признаков. Будут полезны игры на понимание обобщенных слов, а также на умение дифференцировать вопросы (Кто? Куда? Откуда? Где?),  признаки и действия предметов.

7.     Для развития активного словарного запаса подойдут, например, такие игры как:

- имена родителей, близких родственников; подражание звукам животных и окружающего мира

- отдавать приказы: на, иди, пить, буду.

- составлять маленькие предложения из простых слов и звукокомплексов «Кто – что делает», например, «мама спит» и пр.

8.     Развивайте внимание, память и мышление ребенка. В игровой форме предлагайте упражнение на запоминание 2-4 предметов, угадывание отсутствующего предмета, сопоставление предметов по тому или иному признаку.

Дорогие родители, помните, что для усвоения и дальнейшего воспроизведения информации ребенку нужно время. Поэтому не торопите время и не отчаивайтесь. Будьте готовы к тому, что ребенок в общении с вами будет использовать такие речезвуковые выражения, в которых чаще всего будет неправильное звукопроизношение. Ни в коем случае не исправляйте и не критикуйте его, поскольку  исправлением и постановкой звуков нужно заниматься только на следующем возрастном этапе.



Минздрав
80
80
80