ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Тамбовская областная детская клиническая больница

Консультативно-диагностическая поликлиника: 8(4752)58-00-37
Консультативно-диагностическое отделение Перинатального центра: 8(4752)58-13-18
Электронная почта: post@odb.tambov.gov.ru
RSS

Как ответить на детский вопрос «Откуда я появился»?

Description: C:\Users\User\Desktop\otkuda-berutsya-deti.jpg

Вопрос,  откуда я появился, задает каждый ребенок. Ответить на него не так просто как может показаться на первый взгляд.  Некоторые родители пытаются избегать подобных разговоров или перенаправить ребенка к другому члену семьи.   Задавая этот вопрос, ребенку важно не подробное описание действий как это происходило, а скорее отношение взрослого и его понимание этого процесса. Проще говоря, ребенком движет любопытство как, например, если бы он хотел узнать, откуда идет дождь, почему солнце светит, а трава зеленая.

При ответе важно избежать двух крайностей!  Первая: игнорировать вопрос, пытаясь отвлечь малыша, но любопытство все равно сыграет свою роль и если не от вас и не сейчас, то он узнает об этом от своих сверстников. А кто сможет ответить на этот вопрос более деликатно, тактично, давая необходимую и достаточную информацию?  Другая крайность: полная и на данном этапе совершенно не нужная ребенку подробная информация о технической стороне процесса. Для подобного ответа еще не пришло время, такая информация может только вызвать излишнее любопытство. Специалисты считают, что информация подобного рода должна даваться дробно, а не сваливаться на ребенка как большой «снежный ком».

Description: C:\Users\User\Desktop\maxresdefault.jpg

Логично, что на каждом возрастном этапе отвечать на этот вопрос необходимо по-разному. Ориентировочно первые вопросы подобного плана появляются у ребенка в 3 года.

 В данном возрасте ребенку будет достаточно сказать о том, что он рос в животике у мамы, а когда вырос, его оттуда достали врачи – это вполне удовлетворит маленького человечка. Главное чтобы вы сами при этом не смущались и оставались спокойными. Говорить о капусте, аисте  - бессмысленно. Это только запутает малыша в дальнейшем, да и может стать причиной чувства неуверенности.

В 6 лет ребенку будет недостаточно такого пояснения, и он захочет узнать, как он там оказался. И вот здесь можно немного расширить свой ответ, сделав акцент на том, что папа  и мама очень любили друг друга. Благодаря их любви папа дал маме клеточку, которая в животике соединилась с маминой клеточкой, и из нее появился ты. Потом ты рос в животике у мамы, где тебе было спокойно и хорошо. Через 9 месяцев ты стал таким большим, что уже не умещался в нем и врачи достали тебя. Главное в этом рассказе сделать акцент на любви мамы и папы.  Если ребенка устроит такой ответ, то прекрасно, но возможно потребуются более подробные объяснения. Если вам трудно, вы стесняетесь на помощь можно призвать различные фильмы и детские энциклопедии, в которые есть красочные материалы по этим вопросам.  Но в любом случае ребенку будут необходимы ваши комментарии и замечания, которые помогут ему разобраться.

В  9 - 10 лет на такой вопрос можно ответить более подробно. Причем, как правило, в таком возрасте ребенок получает подобную  информацию в школе от сверстников в искаженном отрывистом виде.  В этом случае главное правильно себя повести и без лишних эмоций  объяснить ребенку, что рождение нового человека это закономерный процесс, через который проходят все люди на земле. В этом процессе нет ничего постыдного, плохого. В этот период важно познакомить ребенка со строением его тела и тела человека противоположного пола, ребенок должен понять, что его тело принадлежит ему, и никто не имеет права его касаться без его разрешения.  Можно описать, как происходит  зачатие, основной акцент, делая на доверии, взаимоуважении, согласии людей.

Сформулируем общие рекомендации для родителей при ответе на такие или похожие вопросы детей:
1. При ответе на такие вопросы ребенка уберите мысли о том, что такие вопросы дети не должны задавать. Ребенок задает такие вопросы из любопытства, он изучает окружающий мир.  А этот вопрос достаточно важен для него, если вы откажитесь отвечать на него, ребенок подумает, что в этом есть что - то плохое, постыдное.
2. Сохраняйте спокойствие, оставьте смущение, вы отвечаете на закономерный, важный, нужный для ребенка вопрос.

3. Такие объяснения лучше давать емко и коротко, связанно это с особенностью внимания у детей. Ребенку сложно долго сосредотачиваться  на проблеме, поэтому большой текст будет долго восприниматься, и ребенок не усвоит то, что вы ему хотели донести.

4. Кроме того нужно говорить об этом простым языком, понятным для ребенка. Ему еще об этом рано знать.

5. Нет необходимости форсировать события и пытаться самому инициировать подобные вопросы. Лучше выбрать тактику спонтанного удовлетворения интереса ребенка.
6. Пока ответ не созрел в вашей голове, расспросите малыша о том, как возник этот вопрос, и что именно его интересует. Поверьте, дополнения могут быть весьма неожиданными! К тому же это прекрасная возможность определить, что беспокоит малыша, что его интересует, как на него влияет его окружение (дети и взрослые). 
7. Если вы не готовы ответить на вопрос ребенка сразу вы всегда можете сказать, что ответите на него чуть позже. Это даст вам возможность подготовиться и продумать ответ и в тоже время заодно поразмыслить, с чем связанна ваше затруднение в общении на данную тему. 

Подводя итог статьи, скажем что, давая  искреннюю, доступную и достаточную информацию на все подобные вопросы, вы сможете удовлетворить естественное любопытство своего ребенка, подготовите его к получению подобной информации в искаженном виде (от сверстников), поможете ему разобраться в столь сложных вопросах, при этом, не покалечив его психику избыточной информацией.

Медицинский психолог, Ирина Пыльнева

 



Минздрав
80
80
80