ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Тамбовская областная детская клиническая больница

Консультативно-диагностическая поликлиника: 8(4752)58-00-37
Консультативно-диагностическое отделение Перинатального центра: 8(4752)58-13-18
Электронная почта: post@odb.tambov.gov.ru
RSS

Инструкция для родителей «Если истерика неотвратима»

Ребенок родился с огромной тягой жить, а для этого ему нужно адаптироваться, приспособиться, научиться жить в этом мире.

 И если вы сейчас подумаете о жизни в целом, то сразу увидите, что мы часто сталкиваемся с теми или иными препятствиями, у нас возникают сложности и нам приходится справляться с ними по мере возможностей, по мере того, как мы научились это делать. А первый помощник ребенка по адаптации – это его мама, папа или тот, кто рядом. То есть именно значимые близкие помогают ему НАУЧИТЬСЯ.

В сложной жизненной ситуации  ребенок пока не имеет опыта и не понимает смысла происходящего, поэтому  остро нуждается в присутствии зрелого взрослого человека.  Помощь взрослого будет заключаться в психологической поддержке, принятии и научении справляться.

Другими словами, если помощь не может быть оказана в виде физического устранения причины дискомфорта, значит помощь должна быть оказана в виде передачи ребенку своего жизненного опыта и знаний: поддержка и научение. То есть, ребенок должен получить возможность буквально опереться на родителя и его опыт в своей сложной жизненной ситуации. А подобных ситуаций в жизни маленького ребенка множество: неудачно упал и сильно ударился; хотел изучить игрушку, но нечаянно сломал; на улице так интересно и весело, но пора идти домой; рядом играющий малыш отобрал игрушку и многое-многое другое.

Сегодня мы на конкретных примерах разберем алгоритм действий родителей в подобных ситуациях, для того, чтобы с помощью их грамотного поведения, ребенок учился проживать ситуации и делать правильные выводы.

ПРИМЕР № 1. Что делать, если ребенок ударился? Или упал, испугался, сломал вещь, не смог получить желаемое…

 Казалось бы, все просто, но страна советов и заветы предков, отключают наш мозг, заставляя говорить: я же говорила, ну куда ты лезешь, мальчики не плачут, что ты как рева-корова, до свадьбы заживет и прочие ветхозаветные глупости.

 Что же делать, если детская истерика неотвратима и маленький носик уже сморщился, а легкие набирают больше воздуха?

 1. Обнимите и помолчите. Да-да, проглотите все эти «я так и знала»,  «куда ты полез» и «ну-ка не реви». Сделайте глубокий вдох и начинайте говорить что-то нежное и успокоительное: больно, больно мой хороший, обидно, я вижу тебе очень обидно, ты мой сладкий. Просто чистое сочувствие. Обнимайте, окутывая как одеяло. Можно мягко покачиваться, баюкая ребенка. Терпите, не срывайтесь на нравоучение и разбор ситуации. Сейчас ребенку надо выплакать свое горе или боль, просто побыть в принимающем, мягком, нежном, баюкающем. Будем честны, нам всем это нужно.

2. Когда рыдания пошли на спад, можно мягко обсудить ситуацию, опять же без нравоучений, просто повторить все что произошло, дать возможность «перепрожить»,  достать эмоции (контейнирование). Ты вот так раскачался и не удержался, мальчик отнял у тебя машинку и это обидно, ты хотел построить самый большой дом из песка, а он сломался, ты бежал и упал, вот как больно. Рыдания могут усилиться, но это уже остаточные переживания, ситуация прожита, негатив выплеснут.

3. Теперь можно переходить к выводам, если они еще нужны. Лучше бы, чтобы ребенок сам их и сформулировал. Если боль и горе прошли, дети как правило это делают. Но можно и помочь. Да, дружок, если качаться на качели стоя можно упасть и удариться, если вырывать машину, можно получить в ответ, если лезть на горку не по лестнице, на тебя могут скатиться. Только не надо говорить что-то типа «не делай так никогда!», потребность была и остается, ребенок попытается снова. Лучше сразу подсказать максимально безопасный путь. Если вы повторяете эту простую схему часто, ребенок учится сам проживать ситуации и делать правильные выводы и со временем вы нужны будете только на первом этапе.

ПРИМЕР №2. Как уходить с детской площадки?

Ребенок не хочет, устраивает истерику, вырывается и бежит обратно, просто убегает при первых признаках родительского порыва увести. Скандал и мучение на ровном месте.

 Можно и по-другому.

- Как?

Очень просто:

1. Вводим правило 5 минут. Сразу договариваемся с ребенком: дорогой, на площадке мы проведем час, за 5 минут я тебя предупрежу, а ты, пожалуйста, собери игрушки и мы уходим.

2. За 5 минут предупреждаем. 5 минут - это условное время, можно заложить 10 и 15, если видите, что ребенок крайне увлечен. Это тот промежуток времени, который необходим чтобы выйти из игры, успокоиться и настроиться на уход домой.

 3. Эти 5 минут не просто стоим в стороне, а  мягко напоминаем, что время подходит к концу и пора собираться.

4. Первое время, если вы ребенка раньше выдергивали из игры через скандал, ребенок может идти по старой дорожке и хныкать и обижаться. Да и если игра была очень увлекательная тоже. Тогда берем на руки и сочувствуем (разделяем чувства): да, мой хороший, это очень обидно вот прямо сейчас уходить, я тебя отлично понимаю, очень хочется поиграть еще. И мягко напоминаем о договоренности: помнишь, мы говорили про 5 минут?

5. Обещаем новые приключения: сейчас придем домой, пообедаем и съедим по мороженому, включим мультики, будем играть в ..., пойдем в нашу любимую кафешку, встретим папу с работы. Только не используйте это как подкуп, у вас с ребенком интересные дела, кроме площадки, правда?

Вот этот простой 5-ти шаговый протокол - ключ к успеху. Даже если у ребенка уже была привычка поваляться на земле в знак протеста, через несколько дней такого сочувствующего и интригующего ухода, он научится переключаться, и скандалы закончатся.

                                                     Медицинский психолог, Ирина Пыльнева.



Минздрав
80
80
80